Психология победителя

Психология победителя

Романова Наталья Алексеевна, учитель МБОУ  СОШ № 44

В 2015 году мы отмечаем 70-летие победы в Великой Отечественной войне и вспоминаем настоящих героев, поэтому  не лишним будет размышление о психологии настоящего победителя. В 1945 все отмечали небывалый подъём патриотизма в СССР, особой гордости за Отечество. Страна в руинах,  восстанавливать надо практически всё, а многое начинать с нуля, но дух народа так силён, что  в стране происходят настоящие чудеса. Например, по мнению европейцев, Севастополь не подлежал восстановлению: всё в нём было уничтожено, даже деревья стали в городе редкостью. Но уже в середине пятидесятых  вновь появился белоснежный город-герой, город-красавец, словно рождённый из морской пены, чести и воинской славы.

Герои Великой Отечественной войны, вернувшись домой, возможно, совершили ещё более важный, самоотверженный подвиг в истории нашей страны. Они нашли  в себе силы любить, вдохновенно трудиться и радоваться жизни, создавать, а не разрушать. А ведь это так трудно, если ты воевал. Слова Александра Невского, великого полководца, причисленного к лику святых, «Не в силе Бог, а в правде» навсегда приобрели  особое значение в нашей стране. Мы верим в них, живём именно так и побеждаем. Наши люди всегда воевали за правое дело и были не карателями, а освободителями.

Настоящий победитель – тот, кто смог простить, перейти от разрушения к созиданию, воскресить свою душу для радости, жизни и любви. Такие у нас деды и прадеды, такими же сильными, щедрыми, благородными можем стать мы. Прежде чем жаловаться на трудную жизнь, представьте, что вы советский солдат, вернувшийся из рафинированной  Европы в лежащую в руинах великую страну, которую предстоит полностью восстанавливать.

Александр Блок, Будучи как все великие поэты настоящим провидцем, в цикле стихотворений «На поле Куликовом»  писал: «И вечный бой! Покой нам только снится сквозь кровь и пыль…». Словно увидел  перед собой советских воинов, великих победителей, вернувшихся с кровопролитной войны к мирной жизни и совершивших свой второй величайший подвиг. Подвиг созидания, мира и любви.

Уже семнадцать лет  работаю в школе, но до сих пор дети удивляют меня своими неожиданными успехами, отзывчивостью и добротой. Мы часто недооцениваем наших детей, бываем  слишком требовательны к ним, при этом не всегда соответствуем своим требованиям. Современное образование и воспитание претерпевает множество изменений. Реформы следуют одна за другой, поэтому возрастает нагрузка за всех участников образовательного процесса.

Но все же не стоит забывать о главном, что мы ни в коем случае не должны потерять. Самым важным, на мой взгляд, является сохранение оптимизма, неистребимой веры в лучшее, в то, что всё получится и всё будет хорошо. Говорить об оптимизме не так уж трудно, быть жизнерадостным в современном мире очень сложно. Современные технологии, которые облегчают нашу повседневную жизнь, все больше разобщают людей, иллюзорное общение вытесняет реальное. Возможно, для взрослого человека это не так болезненно и трагично, а формирующемуся человеку необходимо настоящее общение, пристальное внимание, слушатель, который действительно слышит, а не притворяется.

Не все взрослые сейчас сохранили это важное умение – находить радость во всем, что окружает. Но особенно настораживает печальный настрой у некоторых детей. Меня настораживают грустные дети, которых  я вижу каждый день. Печальный ребенок – это так же неестественно, как подросток, ругающийся матом.  Это зрелище  расстраивает и огорчает. Человек рожден, чтобы  радоваться жизни. Если этого нет, точно пора что-то менять.  Речь идет не о радости без причины, которую у нас никогда не приветствовали, а о понимании своего места в жизни, о радости, которую доставляет хорошо выполненная работа. О радости, которую приносит каждый не зря прожитый день.

Многие дети настолько не верят в себя, что сразу признают свое поражение, еще не попробовав хоть что-то сделать. Часто сдаются после первой попытки, которая, как правило, бывает неудачной. Не понимая при этом, что побеждает тот, кто никогда не сдаётся.

Мы очень многого ждем от наших детей, требуем даже то, чего сами никогда не делали. Ищем какие-то уникальные способности и дарования, которых у нас не было, требуем моментального результата, хотя процесс становления личности всегда очень длительный и непредсказуемый. Подъемы и успехи сменяются спадами и неудачами. Невозможно все время быть на высоте, занимать первые места.

Но в любой ситуации стоит помнить о главном. Если сегодня ты победил, щедро поделись своей радостью с другими, если проиграл, верь, что завтра все изменится к лучшему. Нужно лишь верить в себя, работать, а не сидеть сложа руки.  

Воспитание человека, который умеет радоваться жизни, – вот что является важным компонентом образования и развития во все времена. Такой человек и живет дольше, и успевает больше. Он успешен во всех областях, таких фортуна любит. Он радуется жизни, которая радует его. Взаимная любовь жизни и человека – это своего рода идеал.

Когда успешных людей спрашивают, как они всего добились в жизни,  те отвечают, что много работали и верили в себя. А когда их одолевала минутная слабость, рядом были люди, которые  настраивали на победу, верили в них, не допускали даже мысли о том, чтобы сдаться.  

Так и мы должны каждый день настраивать себя и своих детей на позитивное восприятие всего, что нас окружает. Настройка души напоминает настройку музыкального инструмента. Не все достигли в  нём совершенства, но всем стоит этому учиться. Начинать нужно всегда с себя. Настраивая себя каждый день на позитивный лад, постепенно научитесь настраивать и других.

Человек всю жизнь ведет борьбу с собой, своей ленью и злобой. В душе оптимиста светлое начало легче побеждает. Чтобы победить, нужно настроиться на победу. Не получилось с первого раза, пробуй до тех пор, пока не получится или найди себе другое занятие по душе. Бездарность в одном часто говорит о гениальности в другом.  

Родителям и педагогам, которые занимаются воспитанием детей, стоит прислушаться к тому, что говорят мудрые англичане: «Не воспитывайте ребенка, все равно он будет похож на вас. Воспитывайте себя».

В заключение предлагаю несколько правил успешного воспитания и самовоспитания:

1. никогда не сдаваться и верить в себя,

2. всегда сохранять веру в лучшее,

3. получать удовольствие от всего, что делаешь, от любимой работы, которая выполнена на совесть,

4. не быть неравнодушным: если можешь что-то изменить к лучшему, надо это сделать, 5. хвалить людей, говорить об успехах много, а о неудачах мало,

6. всегда давать второй (третий и т.д.) шанс, предлагая не упускать его,

7. воспитывать чувство юмора, самоиронию, позитивный взгляд на мир, который так прекрасен.

Чем больше работаю в школе, тем больше убеждаюсь, что у нашей страны есть будущее, потому что каждый день вижу в наших детях черты героев прошлых лет, победивших забвение и смерть. Их жизнь продолжается, пока мы живы, пока мы помним и любим, пока гордимся нашей страной.